4.2
(9)

Журнал для музыкального руководителя в детском саду «Музыкальная палитра» широко известен в нашей стране и востребован в других странах. Ведь музыка, как мы часто объясняем детям – это универсальный язык. Музыку понимают, слушают и любят люди, которые не всегда понимают речь друг друга.

Что говорит Мистер Бюджет?

Стоимость – руб
Журнал “Музыкальная палитра”1Полгода – 6 месГод – 12 мес
Электронный вариант600-001200-00
Бумажный вариант1000-002000-00
Подписка на журнал “Музыкальная палитра”

Получая такой журнал, новым материалом мы обеспечены. И когда воспитатели, специалисты, администрация детского сада обращаются к нам: “Что-нибудь новенькое хочется…», – мы готовы не только ответить, но проявить свою осведомленность, солидарность с коллегами-музыкантами. И это ведь очень хорошо, даже замечательно, что такой вопрос задают, значит заинтересованы в детском саду в нас, музыкальных руководителях.

Желаю вам творческих успехов, крылатых новых идей, которые воодушевляют прежде всего нас – музыкальных руководителей, а также наших коллег и конечно же наших воспитанников.

Подписка на журнал для музыкального руководителя в детском саду «Музыкальная палитра» оформляется через:

  1. Редакцию – ZAKAZ@MUSPALITRA.RU
  2. Официальный каталог Почты России «Подписные издания» (бумажный вариант). Индексы: ПН153 и ПН058 на сайте www.podpiska.pochta.ru

Выпуск № 1 – февраль 2022 год

В этом номере материалы, которые помогут составить интересный сценарий выпускного в детском саду

Ценностные ориентиры музыкального воспитания детей в 21 веке и условия их реализации” – Анна Буренина, главный редактор журнала “Музыкальная палитра”

Журнал «Музыкальная палитра» на протяжении 20 лет транслирует новые идеи, новые требования ФГОС ДО, соответствующие вызовам современной реальности, конкретизируя их под непосредственные профессиональные обязанности музыкальных руководителей детских садов.

 Однако стереотипы дошкольного образования предыдущего века, ориентация на запросы родителей (которые не всегда совпадают с государственными требованиями и пользой для их же ребенка!), необходимость выполнять указы непосредственного начальства не всегда позволяют в полной мере решать насущные проблемы музыкально-творческого развития детей.

Если проанализировать материал из опыта работы, который присылают педагоги-практики на многочисленные конкурсы, посмотреть видеоролики на просторах Интернета, то можно сделать вывод о том, что работа музыкального руководителя в основном ориентирована на проведение праздников и развлечений с детьми. Само по себе это было бы и не плохо, если бы праздники не стали своеобразным отчетом педагога, то есть мероприятием, по которому судят о профессиональной компетентности музыкального руководителя. При этом критерии такой оценки, следующие:

 -количество праздников: чем больше, тем выше оценка.

– количество и новизна исполняемого репертуара,

– зрелищность «шоу» и т.д.

Возможно, читатели скажут, что вышесказанное – это преувеличение. Да, конечно, в нашей стране есть много замечательных педагогов и руководителей, которые стараются идти в ногу со временем, стремятся использовать в работе с детьми новые подходы, ориентированные на детей, их возрастные и индивидуальные возможности и потребности. В российских детских садах работает много компетентных музыкальных руководителей, имеющих профессиональное образование, чья деятельность направлена на приобщение каждого ребенка к искусству. И тем не менее, проблема качественного выполнения своих профессиональных обязанностей приходит в противоречие с той ситуацией, которая сложилась за последние десятилетия.

 Какие же условия работы музыкального руководителя необходимы для полноценной реализации требований ФГОС ДО, основных общеобразовательных программ, и, конечно, – запросов родителей, общества.

1.     Нагрузка музыкального руководителя должна быть адекватна его профессиональным обязанностям и действующему законодательству (не более 4 групп и 24 час. работы в неделю на одну ставку!). Увеличение нагрузки ведет к профессиональному выгоранию, снижению эмоционального тонуса, потере здоровья и т.д. Педагогу необходимо свободное время для собственного культурного досуга (чтение книг, посещение театров, музеев и т.д.),

2.     Музыкальный руководитель должен иметь возможность непрерывного обучения в разных формах повышения квалификации: на курсах, в творческих группах и других профессиональных объединениях, поскольку данная профессия предполагает постоянное поддержание и совершенствование исполнительских навыков во всех видах музыкальной деятельности. Только общение с коллегами, мастерами способствует профессиональному развитию.

3.     Музыкальный руководитель как специалист не должен идти на поводу «общественного» мнения родителей и воспитателей по поводу выбора репертуара, критериев оценки детского исполнительства. Эти вопросы должны обсуждаться и компетентно обосновываться на основе современных психолого-педагогических подходов к эстетическому развитию дошкольников.

Какие еще противоречия есть в существующей практике музыкального воспитания детей?  Где видна «нестыковка» требований ФГОС ДО и их непосредственной реализацией?

Наиболее типичное противоречие – это «заоорганизованность» жизни ребёнка в детском саду, практически – отсутствие времени для самостоятельной игровой деятельности и свободного общения со сверстниками. Каждый день распланирован так, что дети  постоянно включены в организованную образовательную деятельность (НОД). Как правило родители это приветствуют, поскольку им кажется, что чем больше с детьми занимаются, тем лучше развивается их чадо. В этих вопросах педагогам детских садов необходимо просвещать современных родителей, объяснять, что для полноценного психического и физического здоровья ребенка, его позитивной социализации, познавательного-речевого, творческого развития необходимы самостоятельная деятельность, свободная игра.

 Также родителям важно объяснить, что дети любят повторять знакомые песни, стихи, танцы, игры, поскольку исполнение хорошо усвоенного репертуара дает ощущение свободы, уверенности в своих силах. Выступления детей нужно оценивать не с точки зрения новизны и оригинальности, яркости, а с точки зрения развития ребенка (что нового появилось в его исполнении?).

Еще одно важное требование – выбор музыкального и поэтического репертуара для детских выступлений.

 С одной стороны, педагоги должны руководствоваться образовательной программой, а с другой вынуждены ориентироваться на запросы и ожидания родителей (и воспитателей!), приветствующих откровенную «попсу», современные шлягеры, которые развращают вкусы детей.  И в этих вопросах музыкальным руководителям нужна безусловная поддержка руководителей, возможность использовать все способы взаимодействия с родителями и коллегами, чтобы убедить их в том, что несет детям специально подобранная художественная музыка (народная, детская, доступная классическая) и как отупляет ребенка современная «попса». На эту тему есть много материалов (статьи и видеолекции Д.Кирнарской, М.Казиника, Т.Черниговской и др.), которыми можно воспользоваться. Важно только, чтобы сам педагог это понимал и умел обосновывать свое мнение.

 Следующая проблема – это ориентация на интересы ребенка в выборе содержания образовательных проектов, составления сценариев праздников и развлечений. Такая уже сложилась практика, что сценарии или планы проектов педагоги разрабатывают, исходя их своих собственных побуждений или спущенных «сверху» мероприятий. Конечно, для большинства музыкальных руководителей так работать привычнее и удобнее. Многих пугает отклонение от жёстко разработанного сценария, когда ребенок произносит не ту реплику, или выполняет «свое» движение в танце, а не то, которому его научили…

Да, именно в этом отношении к спонтанности, креативности и суть современного образования: во главе угла развитие готовности к экспромту, способности к импровизации, самостоятельности, воспитание ответственности, умение согласовывать свои действия с другими. Жизнь в 21 веке изменчива и непредсказуема, и только развитие универсальных личностных качеств дают основу для успешности человека в современной цивилизации.

 Каждый педагог вносит свой вклад в развитие поlрастающего поколения. Музыкальные руководители должны пересмотреть свой репертуар, свои сценарии под углом зрения их соответствия вызовам времени. Присылайте для публикации материал, в котором бы отражались современные тенденции музыкального воспитания ребенка: сценарии театра-экспромта, квесты, современные модели элементарного музицирования, образовательные ситуации творческого взаимодействия детей и взрослых и т.д.

О проектировании  музыкальной  деятельности детей на основе этих принципов будет продолжен разговор в последующих выпусках  журнала «Музыкальная палитра».

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.2 / 5. Количество оценок: 9

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.